Портативный плеер Astell&Kern AK70 MkII и наушники Fostex T20RP Mk3

08.02.2018

Зачем нужен дорогой портативный плеер, если можно слушать музыку на смартфоне? Этот вопрос часто всплывает на форумах, посвященным персональной аппаратуре. Затем, что такая техника воспроизводит форматы, которые звучат лучше — отвечают эксперты. Но есть еще один аргумент в пользу специализированных плееров: с ними можно слушать «сложные» наушники, открывающие более глубокий мир звука. Они уж точно не «по зубам» большинству мобильников. Чтобы проверить это утверждение, мы решили поставить эксперимент и проверить подобное сочетание: новый плеер Astell&Kern и изодинамичекие наушники Fostex.

КАНДИДАТЫ НА ГЛАВНУЮ РОЛЬ

Согласно общепринятым представлениям, для высококлассных плееров требуется подобающие по качеству наушники. Не собираемся это опровергать, поскольку полностью с таким подходом согласны. Однако в условиях ограниченного бюджета приходится поджимать свои желания, чтобы уместить их в прокрустово ложе доступных средств. Неизбежно возникает вопрос: сэкономить на плеере и купить наушники подороже или выбрать электронику классом повыше и сэкономить на головных телефонах?

Ответ вовсе не кажется очевидным, если учесть некоторые дополнительные обстоятельства. Например, то, что наушники при мобильном использовании, как правило, изнашиваются быстрее. Они могут быть изначально куплены для дома, то есть они уже есть, и первое время хотелось бы ими обойтись.

Как раз такие наушники мы и будем использовать как основные в нашем тесте — это T20RP Mk3 из профессиональной RP-серии Fostex. Сейчас объясню, почему именно они.

Обращайтесь к профи

RP-линейка Fostex без преувеличения уникальна: это самые доступные на рынке планарно-магнитные (изодинамические) наушники со всеми присущими этой технологии достоинствами, обладающие невероятно привлекательным соотношением качество/цена. Построены на драйверах, которые выпускаются компанией уже не одно десятилетие и в огромных количествах, потому и себестоимость их относительно невелика. Досконально отработано не только их производство, но и акустическое оформление — инженеры Fostex научились добиваться от них строго определенного характера звучания, требуемого для конкретного применения.

В линейку входят три модели: T20RP Mk3, T40RP Mk3, T50RP Mk3. Среди них нет младших и старших, они равны по положению и цене, а отличаются акустическим оформлением и звуком. Полуоткрытые T50RP Mk3 — точные, ровные непредвзятые, это классические мониторы. Закрытые T40RP Mk3 обладают «веселым» нравом, необыкновенно выразительные и «заводные», подходят для мобильного использования, поскольку способны концентрировать внимание на звуке и не дают отвлекаться на внешние раздражители. T20RP Mk3 — открытые, слышать мне прежде их не доводилось, так что заодно и познакомимся.

В комплекте два аудиокабеля: 3-метровый с коннектором 6,3 мм и 1,2 м оранжевого цвета для портативного плеера. Первые версии наушников RP-линейки обходились одним длинным, но позже компания обнаружила, что ее продукция используется не только с профессиональной стационарной техникой, но и с персональной, и пошла навстречу пользователям.

RP-линейка Fostex без преувеличения уникальна: это самые доступные на рынке планарно-магнитные (изодинамические) наушники.

О моделях первого поколения этой серии мы уже писали, это избавляет меня от необходимости подробно описывать их дизайн и конструкцию. В общих чертах она осталась у новых моделей прежней, только у оголовья появилась мягкая подушка, отделанная искусственной кожей — это очень существенное приобретение.

Характеристики такие: импеданс 50 Ом (не низкий и не высокий), чувствительность 92 дБ (по современным меркам, небольшая), диапазон частот 15 Гц — 35 кГц (широкий), максимальная мощность 3000 мВт (огромная). Последний параметр нам намекает, что относительно небольшую чувствительность можно компенсировать, подав на наушники приличный выходной ток, благо они обладают исключительно высокой перегрузочной способностью. Понятно, что обычный смартфон на такое не способен — этим наушникам требуется усилитель или достойный Hi-Fi-плеер с мощным выходом. Такой, как AK70 MkII.


  

Fostex T20RP Mk3

Производитель: Fostex (Япония)

http://fostexsound.ru/products/headband/t20rpmk3

Тип: охватывающие || Драйвер: ортодинамический Regular Phase (RP) с диафрагмой из полиамидной плёнки с плоской катушкой из медной фольги || Акустическое оформление: открытое || Диапазон частот: 15 – 35000 Гц || Чувствительность: 92 дБ/мВт || Максимальная входная мощность: 3000 мВт || Магнитная система: неодим || Кабели: съёмные 1,2 м (3,5 мм), 3,0 м (6,3 мм) || Масса (без кабеля): 315 г

Издание второе, дополненное

Первая версия AK70 вышла в 2015 году, заполнив широкий пробел между самой доступной в ассортименте бренда моделью AK Jr и многократно более дорогими премиальными плеерами, которые и создали славу бренду Astell&Kern. Новейшая модификация, AK70 MkII, занимает чуть более высокую позицию, чем старая. Поклонников у марки во всем мире очень много, и компания упрощает им выбор, позволяя подобрать модель под конкретный бюджет.

Что изменилось? Дизайн остался прежним, если не считать, что первый вариант выпускался в нескольких цветах, а новый — пока только в чёрном и, эксклюзивно для Европы, в серебре. Масса и габариты едва заметно увеличились (на 2 — 3 мм в ширину и толщину) — это произошло из-за увеличения ёмкости аккумулятора до 2700 мАч. Но не потому, что первой модификации не хватало времени автономной работы (с этим все было в порядке), а в том, что у второй в ЦАПе используется не один чип Cirrus Logic CS4398, а два, причем не в бесполезном параллельном, а в честном балансном включении. Что позволило улучшить технические характеристики — снизить гармонические искажения и уровень шумов.

Расположение органов управления и разъёмов — как у предшествующей модели: на нижней грани только разъём micro-USB, на верхней — два выхода на наушники (обычный 3,5 мм и балансный 2,5 мм) и клавиша питания, три кнопки управления воспроизведением и слот для карт памяти microSD (с поддержкой карточек до 256 Гб) — на левой. Справа — регулятор громкости, которым можно управлять, держа плеер в любой руке. Его ход, на мой вкус, слишком лёгкий — можно случайно его сдвинуть, задев пальцем. Резкого изменения громкости не будет — регулировка очень плавная (150 ступеней), но при касании маховика на экран выводится сенсорная регулировка, заслоняющая интерфейс пользователя. Убрать ее можно, ткнув в любое место экрана. Сенсорная регулировка громкости может пригодиться, поскольку позволяет очень быстро менять уровень.

   

Доступ к настройкам — как у современных Android-смартфонов, то есть через «шторку», вытягиваемую сверху. Сами настройки не перегружены мало кому понятными опциями, но дают всё необходимое для адаптации плеера под конкретного пользователя.

Возможности коррекции более чем достаточные для аудиофильского устройства: есть готовый пресет PRO EQ и настраиваемый пользователем 10-полосный эквалайзер, комбинации которого можно сохранять. Естественно, обработка полностью отключаемая.

Экран 3,3” может показаться кому-то маловат — управляться с ним толстыми пальцами не всегда просто, особенно в выпадающей «шторке». Однако надо понимать, что увеличение размеров экрана приведет не только к росту габаритов самого плеера, что не очень хорошо, но и к усиленному расходу энергии. На мой взгляд, нынешние габариты плеера, размеры экрана и ресурс его работы (порядка 8 — 10 часов в зависимости от формата файлов) оптимальны. Перебегать с «кирпичом» в руках от одной розетки к другой лично мне не хотелось бы.


  

Когда вы осознаете, что приобретаете не просто портативный плеер с усилителем, у которого есть не только два выхода на наушники, но и линейный выход для подключения к стационарному усилителю, а также USB-ЦАП, который позволит слушать музыку в достойном качестве с любого домашнего компьютера, и полноценный сетевой стример (плеер, сервер и контроллер в одном миниатюрном корпусе), то в общем-то немаленькая для портативного устройства цена уже представляется не только оправданной, но даже привлекательной.

Сетевой функционал реализован в форме службы AK CONNECT – в верхнем пункте стартового меню. Однако предварительно нужно включить Wi-Fi и подсоединиться к точке доступа. Потом можно войти в меню службы, где отображаются все ресурсы — сам плеер и UPnP-серверы, доступные в локальной сети. Что касается протокола DLNA, то AK70 MkII видит в сети устройства, которые по нему работают, но воспроизвести с них информацию не может. Вот для чего нужен MQS-сервер — его надо установить на домашний компьютер, указать ему места, где расположены музыкальные файлы, он их просканирует, внесет в свою базу, и тогда плеер сможет их воспроизводить.

Конечно, передавать контент от одного устройства к другому можно и по Bluetooth, но AK CONNECT дает лучшее качество передачи, поскольку работает по Wi-Fi. Соответственно не требуется поддержка протоколов aptX и aptX HD всеми устройствами.

В ситуациях, когда поблизости нет точки доступа Wi-Fi, может оказаться очень полезной функция USB-ЦАПа или, если хотите, компьютерного звукового интерфейса. Плеером в этом режиме нельзя управлять, хранящаяся на нем музыка недоступна, он лишь декодирует цифровые потоки, скажем, от ноутбука с недоступным для того качеством.

Вообще разрешение во всем диапазоне высокое, но не избыточное — слышно всё, что нам положено, но при этом не возникает усталости от избыточной информации.

Windows-драйвер для использования в роли USB-ЦАПа не требуется. Можно сказать и по-другому: производитель его не предоставляет. И это, естественно, накладывает определенные ограничения: не доступен интерфейс ASIO, соответственно не могут декодироваться DSD-потоки (придется включить предварительное преобразование в PCM в программе-плеере), а разрешение PCM ограничивается 24 бит/96 кГц. На самом деле этого достаточно.

Умеет AK70 MkII работать и цифровым транспортом с внешним конвертором, но тоже только по USB – для этого понадобится OTG-кабель. В этом случае DSD уже поддерживается (как и воспроизведение самим плеером), причем в настройках можно выбрать формат вывода: DoP или PCM.

Astell&Kern AK70 MkII

Производитель: Astell&Kern (Южная Корея)

http://astellnkern.ru/cat/AK70_MKII

Функции: музыкальный плеер, USB-ЦАП, цифровой источник, сетевой стример || Дисплей: сенсорный 3,3” (480 х 800) || Память (встроенная): 64 Гб || Возможность расширения памяти: карты micro-SD до 258 Гб (FAT32) || Поддерживаемые форматы файлов: WAV, FLAC, WMA, MP3, OGG, APE, AAC, ALAC, AIFF, DFF, DSF || ЦАП: Cirrus Logic CS4398 х2 (Dual DAC) || Поддерживаемые разрешения: PCM — до 24 бит/192 кГц, DSD — DSD64/128 || Диапазон частот (±0,09 дБ): 20 Гц — 20 кГц || Отношение сигнал/шум (обычный выход/балансный): 119/118 дБ || Взаимопроникновение каналов (обычный выход/балансный): -136/138 дБ || КНИ + шум (@1 кГц): 0,0005% || Джиттер: 45 пс || Напряжение на выходе (RMS, без нагрузки, асимметричный/балансный): 2,0/4,0 В || Выходной импеданс (обычный/балансный): 2,0/1,0 Ом || Интерфейс USB: разъём Micro-B (зарядка и передача данных, режим MTP, для использования в роли ЦАПа) || Выходы: аналоговый на наушники (3,5 мм), балансный (2,5 мм, 4-пиновый) || Беспроводные интерфейсы: 802.11 b/g/n (2,4 ГГц), Bluetooth v4.0 (A2DP, AVRCP, aptX, aptX HD) || Материал корпуса: алюминий || Питание: аккумулятор Li-ON 2700 мАч 3,7 В || Габариты: 63 x 97 х 15 мм || Масса: 150 г

Открытые отношения

В аудиотехнике, в отличие от человеческого общества, интенсивный поиск и смена партнеров не только не возбраняется, но и всячески поощряется, поскольку позволяет обрести по-настоящему счастливый союз. Конечно, часто приходится заключать «брак по расчету». Но рациональный подход не должен подавлять наше естественное любопытство — следует убедиться, что расчет верен.

Поскольку всё познается в сравнении, мы послушали плеер не только с главным претендентом, T20RP Mk3, но и другими наушниками, которые оказались у нас в распоряжении.

Более-менее соответствует ценовой категории плеера AudioTechnica ATH-W1000x Grandioso — полноразмерные, охватывающие, открытые — как и T20RP Mk3, только динамические и в несколько раз дороже. Считаются (отчасти напрасно) легкой нагрузкой, поскольку обладают чувствительностью 100 дБ при импедансе 42 Ома.

Ещё одни наушники высокого класса — полная противоположность предыдущим — это арматурные внутриканальные Etymotic ER3XR с импедансом 22 Ома и чувствительностью 102 дБ. Идеальный вариант для путешествий в шумных видах транспорта — закупоривают уши наглухо.

Музыка увлекает в свои глубины, коварно уводит от реальности и переносит в иные миры…

Для начала убедимся, что T20RP Mk3 и в самом деле «не по зубам» обычному смартфону — для этого достал из чулана старенький Samsung Galaxy S3. Ну, на самом деле все не так трагично: наушники звучат на удивление хорошо — ровно, наполненно и прозрачно, но запаса по усилению практически нет. К примеру, записанный с минимальной компрессией альбом «Blue Breeze» группы Livin’ Blues приходится слушать на максимальной громкости.

C плеером AK70 MkII ситуация в корне меняется: тот же «тихий» Livin’ Blues раскачивается в 25 шагах от предельного уровня. При этом звучит более масштабно, плотно, со значительно лучшей динамикой, заметно чище и естественнее.

На альбоме «The Dark Side of a Love Affair» фьюжн-группы The Headbangers уровень приходится убавлять. Первый трек начинается с негромкого вступления, потом резко врубается вся команда с дудками и мощным ударником — на смартфонах этот момент звучит грязно и неприятно, но AK70 MkII легко справляется с этим трудным местом. Отдельные инструменты не слипаются в кашу, не слышно никаких искажений. Середина впечатляет достоверностью — узнаю характерный почерк RP-наушников Fostex. Но главное не это: прекрасно передается мощная энергия команды, и возникает радостное ощущение праздника. Музыкального и не только.


  

Ритмичный альбом Tonya Graves «Back to Blues» играет на удивление адекватно: с округлыми, предельно чёткими, упругими басами, живым голосом и хрустальной перкуссией. Великолепно передается пространство студии. На самом деле, она, конечно, была маленькая, но звукорежиссер добавил немного реверберации, и она стала огромной. Кстати, то, что реверберация искусственная, прекрасно слышно. Вообще разрешение во всем диапазоне высокое, но не избыточное — слышно всё, что нам положено, но при этом не возникает усталости от избыточной информации. Прозрачность и отчетливость саунда сочетается с расслабляющей комфортностью…

Попробуем ATH-W1000x, предусмотрительно убрав уровень. Замечу попутно, что плеер не сбрасывает громкость на некое предварительное значение при замене наушников, как это делают некоторые его «коллеги». При повседневной эксплуатации это не имеет значения, поскольку наушники мы меняем не так часто, а вот при тестировании приходится быть внимательным, чтобы не оглохнуть.

Нейтрален и непредвзят, не вносит отсебятину и не претендует на собственную интерпретацию произведений.

Громкость пришлось убавить ещё на 15 ступеней. Звук совершенно другой: стала чуть более яркой верхняя середина, басы глубже, но одновременно немного потеряли в плотности. Этим наушникам с крупными драйверами (52 мм), требуется серьезный усилитель — не для того, чтобы было громче (с этим проблем нет), а чтобы держать в узде диафрагмы излучателей. Но более высокий класс, порода наушников ощущаются: звучание гармонически более богатое, да и степень реалистичности заметно возросла.

Возвращаемся к Fostex. Поразительно, но они играю ничуть не хуже, пусть и по-другому. Более собранно, точно, хотя и не так благородно, как ATH-W1000x. Признаюсь, если бы выбирал из этих двух моделей в магазине, засомневался бы — не будь разница в цене столь существенной. При ограниченном бюджете вообще не возникает бы никаких сомнений.

Теперь послушаем внутриканальные Etymotic ER3XR. Снова проявляю благоразумие и убавляю громкость до уровня 85 (из 150). Звукоизоляция почти абсолютная — такое ощущение, что оказался в подземном бомбоубежище. Единственное «но»: приходится утапливать силиконовые «пирамидки» по самое не могу в слуховой проход, иначе частотный баланс будет осветленным, а басов будет недоставать.

Мои старания были вознаграждены: звук радует легкостью, певучестью, что свойственно хорошим арматурным наушникам. Никакой окраски, частотный баланс точен, басы глубокие и вместе с тем предельно четкие — такого количества нот, извлекаемых басистом, другие наушники передать не могли. Верхняя часть диапазона изобилует деталями, но не раздражает яркостью и не подчеркивает недостатки самой записи. Музыка увлекает в свои глубины, коварно уводит от реальности и переносит в иные миры… Извиняюсь за словесные кружева.

Кстати, мы не забыли о нашем главном герое – плеере? Конечно, нет. Его главная заслуга — в том, что он позволяет разным наушникам показать себя наилучшим образом, не подавляя их индивидуальность. Нейтрален и непредвзят, не вносит отсебятину и не претендует на собственную интерпретацию произведений. Честно выполняет свою работу. Растворяется, исчезает в музыке. Далеко не всякая техника на такое способна.

Главная роль

Не так давно писал, что нынешнее молодое поколение начинает формирование своей музыкальной системы не с CD-плеера, усилителя и колонок, как это было раньше, а с портативного плеера и наушников. И если с возрастом возникнет желание обзавестись чем-то стационарным и фундаментальным, это будут, скорее всего, компактные компоненты и акустика, а в роли источника может выступать всё тот же портативный плеер. Ну или более совершенная его модель. Понятно, что устройство должно быть готово к столь ответственной роли. Мой персональный «кастинг» на роль «главного исполнителя» AK70 MkII успешно прошел.

В этой стационарно-портативной системе не будут смотреться чужими и наушники Fostex T20RP Mk3, они очень привлекательны по цене и удивительно хорошо играют, но для мобильного использования я бы поискал что-то более компактное и с лучшей шумоизоляцией. Мы же не ходим дома и по улице в одних и тех же ботинках или тапочках, так почему мы должны обходится одной парой наушников?

СЛУШАЛИ

  1. Deep Purple. «Machine Head». FLAC 96 кГц/ 24 бита
  2. Led Zeppelin. «II». FLAC 96 кГц/24 бита
  3. Bill Wyman. «Back To Basics». FLAC 44,1 кГц/16 бит
  4. The Headbangers. «The Dark Side of a Love Affair». FLAC 44,1 кГц/24 бита
  5. Tonya Graves. «Back to Blues». FLAC 44,1 кГц/16 бит
  6. Catherine Russell. «Harlem On My Mind» FLAC 96 кГц/ 24 бита
  7. Anthony Wilson. «Power Of Nine». DSD64
  8. McIntosh Spectacular Reference Disc. FLAC 192 кГц/24 бита
  9. Larry Adler and Various. «The Glory of Gershwin». FLAC 44,1 кГц/16 бит
  10. Livin’ Blues. «Blue Breeze». FLAC 44,1 кГц/16 бит

 

Автор: Дмитрий ЛОВКОВСКИЙ
Источник: http://www.salonav.com

Подпишитесь на наши новости!

Нажимая "Подписаться", вы подтверждаете свое согласие с Пользовательским соглашением и Политикой конфиденциальности.